Стрит-арт как средство борьбы с социальным неравенством

Художник JR меняет образ городов, чтобы изменить мировоззрение людей

Стрит-арт как средство борьбы с социальным неравенством

Социальное неравенство — очень распространенное явление в современном мире. Практически в любом обществе существуют группы людей, чьи права ущемляются из-за сложившихся социальных норм. Поскольку современные общества разделяются на классы, основанные на иерархии власти, происхождения и собственности, полностью искоренить социальное неравенство пока не представляется возможным. Однако с этим явлением всячески пытаются бороться. Если сравнить начало ХХІ века с началом ХХ века, станет очевидно, что прогресс в этом плане просто невероятен. За последнее столетие о гендерном и расовом неравенстве начали забывать во многих экономически развитых странах.

Впрочем, в странах третьего мира эти проблемы по-прежнему остаются чрезвычайно актуальными. Основной причиной этого является низкий уровень жизни, низкая образованность общества и отсутствие перспектив. В результате смешения всех этих факторов среди членов общества рождаются определенные стереотипы, которые они не могут разрушить вследствие слабо развитого критического мышления. Эти стереотипы лишь закрепляются в каждом следующем поколении, и их становится все сложнее искоренить.

Выходом из этого замкнутого круга может стать качественное образование и культурное развитие общества. Причем культурное развитие должно соответствовать уровню членов общества — нельзя заставить необразованного человека наслаждаться творчеством Рубенса и Ван Гога. И здесь на выручку приходит стрит-арт — доступное уличное искусство, которое видят тысячи людей каждый день. С помощью стрит-арта многие художники пытаются осветить злободневные проблемы и заставляют общество посмотреть на них с другого ракурса. Очень часто такие уличные инсталляции становятся эффективнее политических лозунгов и социальной помощи.

В этой статье мы расскажем о французском художнике JR, который преобразовал десятки городов своим искусством. На его счету 8 урбанистических проектов, успешно реализованных в более чем 30 городах по всему миру.

jr-artist

«Портрет поколения» (Portrait of a Generation), Париж, 2004-2006

Одним из первых серьезных проектов художника стал проект под названием «Портрет поколения» в Париже. В 2005 году столица Франции пережила ряд серьезных уличных беспорядков, которые начались в неблагополучных районах города, населенных, в основном, чернокожими и арабами.

Образ агрессивных и некультурных иммигрантов стал подогреваться медиа, что привело к еще более натянутым отношением между социальными классами. JR решил разрядить обстановку с помощью стрит-арта и показать французам другой образ жителей неблагополучных кварталов. Он проведал один из таких кварталов под названием Клиши-Су-Буа, сделал нелепые фотографии его жителей и расклеил их в центре Парижа и благополучных районах. Что самое интересное, люди не поспешили сорвать эти портреты, а многие представители среднего класса признались, что их отношение к чернокожим французам изменилось в положительную сторону.

portrait4

portrait3

portrait1

portrait2

«Лицом к лицу» (Face 2 Face), Израиль и Палестина, 2007

Отношения между израильтянами и палестинцами, мягко говоря, достаточно натянутые: между двумя государствами постоянно вспыхивают военные конфликты, а жители стран не переносят друг друга на дух.

Во время путешествия по Ближнему Востоку JR и его друзей поразил этот факт: после недели пребывания в Израиле и Палестине они пришли к выводу, что между жителями двух стран практически нет никакой разницы. Эту идею они и попытались донести в своем проекте под названием «Лицом к лицу». Художники сделали серию ребяческих фотографий израильтян и палестинцев одной профессии и разместили эти снимки рядом в нескольких городах в обеих странах. Реакция жителей была положительной: проект вызвал улыбки и понимание.

face3

face2

face1

face

«Женщины — герои» (Women are Heroes), Рио-де-Жанейро, 2008-2009

Проект под названием «Женщины — герои» — первый крупный интернациональный опыт JR. Он прошел в неблагополучных районах городов Сьерра-Леоне, Индии, Бразилии, Кении и еще нескольких стран.

Но самым крупным уличным музеем стал Рио-де-Жанейро. JR посетил со своей командой Моро де Провиденциа — один из самых криминогенных районов города, в котором каждый день происходят межклановые разборки, грабежи и насилие. Целью художника в этот раз стало напоминание о беззащитности женщин, которые часто страдают от противостояния мужчин и становятся жертвами преступников. Разместив огромные фотографии женских лиц и глаз на стенах домов, JR кардинально изменил образ жестокого района.

women1

women4 women3

women2

«Городские морщины» (The Wrinkles of the City), Картахена, Шанхай, Лос-Анджелес, Гавана, Берлин, 2008-настоящее время

Общей темой этого проекта стала старость. JR попытался с помощью стрит-арта донести до городской молодежи переживания старшего поколения и заставить людей задуматься о своих близких.

В каждом городе тема незначительно отличалась, а также менялись участники проекта. Например, в Лос-Анджелесе — столице американской киноиндустрии, где пластическая хирургия стала социальной нормой — JR хотел показать натуральность морщин. А в испанском городе Картахена художник сделал фотографии участников гражданской войны и разместил их в местах, где проходили военные действия.

wrinkles2

wrinkles1

wrinkles3

wrinkles4

«Наизнанку» (Inside Out), США, Израиль, Палестина, Бразилия, Мексика, Таиланд, Эквадор и др., 2011-настоящее время

Самый крупный проект JR на сегодняшний день, который проходит в сотне городов по всему миру. Художник дает возможность другим людям почувствовать себя в роли деятелей искусства и высказать свою позицию. Все что требуется — отправить свою фотографию с подписью организаторам проекта или попасть на фотосессию в одном из городов, и, возможно, ваша фотография украсит улицы какого-то мегаполиса.

best

best1

best2

best3

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

*


sixteen + 14 =


Поиск Google

Мы Вконтакте

Top
Follow

Get every new post delivered to your Inbox

Join other followers