Ford Model T (1908-1927)

Автомобиль, на котором поехала вся Америка!

Ford Model T (1908-1927)

Это случилось 1 октября 1908 года.  Ford Motor Company представила маленькую машину, которую многие историки автомобилестроения считают наиболее значимым автомобилем всех времен – «Ford Model T» или «Tin Lizzie» («Жестяная Лиззи»).

Ford Model T

Генри Форд называл ее «Model T» — что неудивительно, поскольку Генри к этому времени уже пробежался своими моделями по алфавиту от А до S, хотя много литер были пропущены по пути. Сначала автомобиль был построен только для гонок, но в течение нескольких месяцев приобрел ряд утилитарных функций. Ford Model T не принимал участия в конкурсах красоты и не выиграл ни одного соревнования на скорость.

Двигатель Ford Model T

Его четырехцилиндровый двигатель в 22 лошадиные силы, мог перемещать 544 килограммовый автомобиль с максимальной скоростью около 65 километров в час, адекватной, в основном, для грунтовых дорог той эпохи. Двигатель охлаждался первобытным термосифонным способом, смазка осуществлялась путем разбрызгивания масла. Топливный бак расположен под передним сиденьем, топливо подавалось в двигатель внутреннего сгорания самотеком под действием силы тяжести. Водитель управлял автомобилем с помощью двухступенчатой планетарной передачи с ножными педалями. Первые выпуски даже не имели съемных колес, хотя в 1919 году они стали доступны за дополнительные $25.

Широко известный как «Жестяная Лиззи» маленький «Форд» стал объектом тысяч анекдотов. Но именно эта машина более, чем все остальные вместе взятые, поставила Америку и, в конечном счете, весь мир — на колеса. Ее годовой объем производства увеличится с 10 000 автомобилей в 1908 году почти до двух миллионов чрез 15 лет. В 1913 году Форд производил автомобилей больше, чем все остальные автопроизводители мира вместе взятые!

 

Рождение Ford Model T

Формула успеха Ford Model T была элементарной. Он был прост и дешев, но очень удачной конструкции, в некоторых отношениях даже опережавшей свое время. Двигатель, к примеру, был отлит блоком, в то время, когда большинство производителей устанавливали цилиндры поодиночке или парами. Головка блока цилиндров была съемной, что  было революционно. Многие эксперты того времени считали, что из-под головки будут происходить утечки.

Первоначальная цена Model T в $825 постоянно снижалась, а производство увеличилось и в 1924 году новый автомобиль мог быть приобретен всего за $260!

Сборочная линия Ford Model T

К 1913 году производство автомобилей «Форд» впервые превысило отметку в 200 000 штук. Генри Форду пришлось отказаться от своего первоначального замысла использования конвейерной ленты для транспортировки комплектующих на сборный пункт. Вместо этого он установил движущуюся сборочную линию, которая действовала сначала с помощью лебедки. По состоянию на конец года он смог полностью собирать один автомобиль за 93 минуты, в то время как большинство его конкурентов, по-прежнему измеряли время производства машины в днях.

Сборочная линия Ford Model T

В 1914 году, что Генри Форд сказал о цвете Model T, что «Публика может иметь любой цвет, какой пожелает, при условии, что он черный!» В этом была некоторая надменность, и, действительно, Генри Форд мог быть высокомерным человеком. Но в этом случае высказывание имело смысл, потому что в те дни единственной доступной краской, которая могла сохнуть достаточно быстро, чтобы идти в ногу с лихорадочным темпом  линии сборки Форда в более чем 300 000 автомобилей ежегодно — была черная японская эмаль.

 

 Особенности модели Ford Model T

Первые версии Ford Model T намного опережали свое время, хотя многие их функции покажутся архаичными по нынешним меркам.

Для того, чтобы запустить двигатель, нужно было провернуть рукоятку. И горе водителю, который забыл уменьшить искру перед этим — врачам пришлось лечить много рук, сломанных в результате запуска двигателя. Двигатель отвечал обратным ударом при заводке. Электростартер был предложен в качестве дополнительного оборудования, начиная с 1919 года, но он добавил к стоимости целых $75 — около 15 процентов от цены автомобиля. Большинство покупателей продолжали заводить мотор вручную.

Техника вождения Model T стала почти утраченным искусством. После запуска двигателя, водитель должен был повысить искру, затем повернуть ключ зажигания из положения «батарея» (используется только для запуска), в положение «магнето». С этого момента автомобиль был готов к движению.

Ручной тормоз, расположенный слева от водителя, был почти совершенно бесполезен для остановки автомобиля и не удерживал машину, припаркованную на уклоне. Его реальная цель заключалась в освобождении шестеренок передач. Когда тормоз был включен, передачи находились в нейтральном положении.

После того, как водитель отпускал ручной тормоз, он открывал немного ручной дроссель (так как в машине не было никакой педали акселератора). В это же время, нужно было нажать левую педаль, включавшую низшую передачу. На фоне пронзительно ноющего звука машина трогалась (этот ноющий звук коробки передач советских автомобилей ГАЗ, построенных на базе Форда, можно услышать вплоть до наших дней). Затем, на скорости около 15 километров в час, водитель отпускал эту педаль, и самостоятельно включалась повышенная передача. У новичков при этом часто происходил выраженный рывок, но с небольшой практикой у большинства водителей переключение получалось плавным.

Для заднего хода у Model T требуется координация обеих ног и правой руки. Левой ногой выжимаем педаль низкой передачи наполовину, тем самым выключая высокую передачу. Средняя педаль (всего их было три), затем полностью выжималась, включая задний ход. И, конечно, водителю приходилось рукой управлять дроссельной заслонкой, расположенной с правой стороны. Наверное, это помогает объяснить, почему Генри Форд не стал делать Model T с ножным акселератором, так как в этом случае водителю понадобилась бы третья нога.

Была еще и тормозная система. Расположенный в передаче, тормоз работал на правой педали. По современным меркам это не очень эффективно, но честно говоря, это действовало не хуже, чем обычные тормоза на два колеса, используемых в те дни у Шевроле и других производителей.

Была только одна проблема — тормозная лента, как правило, изнашивалась быстрее при низкой передаче или заднем ходе. Но это было решаемо путем включения заднего хода вместо тормоза. Эта процедура не вызывала никаких повреждений, механизм был достаточно жестким, чтобы выдерживать большие нагрузки, и все три группы – низкая передача, задний ход и тормоз – выходили из строя примерно в одно и то же время.

Наконец, мы должны упомянуть о панели приборов. Она состояла только из одного амперметра. Конечно, спидометр был доступен всем, кто желает потратить несколько лишних долларов. Наличие топлива оценивалось путем погружения палки, желательно чистой, в бензобак. И если двигатель перегревался, то водитель был немедленно уведомлен об этом посредством гейзера, бьющего из радиатора, поэтому датчик температуры был лишним. Датчик давления масла, в отсутствие масляного насоса, также был совсем бесполезным. Все очень просто!

ТОП трансферов зимы 2014 Трансферы Реала сезона 2013-2014 .

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

*


3 × four =


Поиск Google

Мы Вконтакте

Top
Follow

Get every new post delivered to your Inbox

Join other followers