Как работает камуфляж

Камуфляж - это настоящее искусство!

Как работает камуфляж

Функция камуфляжа заключается в том, чтобы скрывать людей, технику или позиции от врага. Люди используют камуфляж в той или иной форме с самого начала человеческой цивилизации. На самом деле, основная идея маскировки появилась гораздо раньше человека. Она берет начало от природных адаптаций, которые позволяют насекомым и животным сливаться с окружающей их средой.

Природный камуфляж тигра

В последние 100 лет камуфляж сыграл решающую роль в большинстве военных операций. В этой статье мы рассмотрим основную идею военного камуфляжа, чтобы понять, как он помогает солдатам победить врага. Мы также узнаем о современном камуфляже и посмотрим, как он идет в ногу с техническим прогрессом.

 

Камуфляж скрывает человека из вида

Обычная камуфляжная одежда состоит из двух основных элементов, которые помогают скрыть человека: цвет и шаблон.

Камуфляжные материалы с одинаковым шаблоном и разным цветом

Камуфляжный материал окрашен в тусклые оттенки, которые соответствуют преобладающим цветам окружающей среды. В летнем лесу камуфляж, как правило, зеленый и коричневый, в тон лесной листвы и грязи. В пустыне вооруженные силы используют ряд желтовато-коричневых цветов. Камуфляж для снежного климата белого и серого цвета. Для полного сокрытия солдаты красят лица в цвета, соответствующие материалу  камуфляжа.

Камуфляж лица

Камуфляжный материал может иметь один цвет или состоять из множества цветных участков, смешанных вместе. Причина для использования такой разноцветной модели в том, что она визуально деструктивная. Извилистые линии пестрого камуфляжа помогают скрыть контур тела. Когда вы смотрите на кусок пестрого камуфляжа в соответствующей среде, ваш мозг «подключает» линии цветных вкраплений к контурам деревьев, оттенкам земли, листьев и теней. Это влияет на то, как вы воспринимаете и опознаете человека или объект, который имеет камуфляж.

Человеческое восприятие классифицирует все вещи в этом мире в виде отдельных объектов. Когда вы смотрите вокруг, то собираете огромное количество информации, поступающей от  вашего зрения и других чувств. Для того, чтобы ваше сознание извлекло какой-то смысл из этой информации, ваш мозг должен разбить ее на составляющие. Когда ваш мозг получает визуальную информацию о длинных, вертикально расположенных коричневых и зеленых пятнах, он, обычно, подразумевает дерево. После того, как ваш мозг воспримет многие отдельные деревья в данной местности, вы воспримете и весь лес в целом.

Ваш мозг всегда ищет непрерывность при анализе визуальной информации. Представьте себе стопку из 12 блоков. Если все блоки окрашены в красный цвет, вы воспринимаете эту стопку как одно целое. Но если нижние шесть блоков красного цвета, а верхние шесть блоков синего, вы можете воспринимать эту же стопку, как две отдельных стопки — стопка синих блоков на вершине стопки красных блоков. Если вы беспорядочно смешаете синие и красные блоки вместе, то не станете группировать их в отдельные цветные стопки. Мы склонны признать что-то, как отдельный объект, если он имеет один сплошной цвет. Поэтому у человека гораздо больше шансов выделяться во время ношения одежды одного цвета, чем при ношении костюма из нагромождения цветов. В лесу вы воспринимаете смесь цветов в камуфляжном материале как множество мелочей, которые являются составными частями окружающей листвы.

Камуфляж снайпера

Таким образом, пестрый камуфляж помогает людям остаться незамеченным, даже если они находятся на виду. Но как только вы замечаете замаскированного человека, он сразу выделяется на окружающем фоне и кажется странным, что вы не увидели его раньше. Это происходит потому, что ваш мозг обрабатывает визуальные сцены по-разному – до нахождения и после нахождения спрятавшегося человека

 

Камуфляж маскирует объекты и создает ложные цели

В предыдущем разделе мы видели, что камуфляжный материал помогает солдатам слиться с окружающей средой так, что враг не обнаружит их. Но в современной войне скрытие отдельных солдат часто имеет второстепенное значение. С началом Первой Мировой войны, противоборствующие силы использовали самолеты и аэростаты для разведки позиций друг друга с воздуха. Чтобы скрыть оборудования и укрепления от этих «глаз в небе» сухопутные силы должны использовать маскировку в больших масштабах.

Камуфляж танка Т-34 образца 1942-1943 годов

Во времена Второй Мировой войны почти вся военная техника была расцвечена в тускло-зеленый, серый и коричневый цвета так, что она органично вписывалась в природный антураж. Солдаты были хорошо обучены создавать импровизированную естественную маскировку путем сбора веток и покрытия ими танков и других транспортных средств. В блокадном Ленинграде маскировались целые здания и кварталы в историческом центре города, чтобы защитить их от налетов вражеской авиации.

Замаскировать военные корабли оказалось более трудным делом, потому что они всегда плавали на широком фоне, имеющем равномерный цвет. Во время Первой Мировой войны вооруженные силы поняли, что не существует никакого способа построить корабли «сливающиеся» с окружением, но существует способ сделать их менее уязвимыми для атак.

Завораживающий камуфляж военного корабля времен Первой Мировой войны

Завораживающий камуфляж военного корабля времен Первой Мировой войны

В «завораживающем» камуфляжном дизайне, разработанном в 1917 году, это достигается путем наложения множества смешанных разноцветных геометрических фигур на корпус судна. Этот дизайн напоминает живопись кубизма. В результате трудно визуально определить реальные очертания корабля и отличить его правый борт от левого борта. Если подводная лодка или судовые экипажи не знают, в каком направлении корабль движется, гораздо труднее послать торпеду или снаряд точно в цель.

Военные также широко используют ложные цели в качестве средства маскировки. В отличие от традиционного камуфляжа, ложные цели не скрывают сил и средств, а переадресуют удары врага на себя. В битве за Британию, союзные войска построили более чем 500 фальшивых городов, баз, аэродромов и верфей, состоящих из макетов, которые напоминали здания и военную технику. Эти замечательные макеты, выстроенные в отдаленных, безлюдных территориях, значительно уменьшили ущерб настоящим городам и укреплениям, экономя время, силы и ресурсы войск союзников.

Такого рода камуфляж активно используется и сегодня, и дает хороший эффект. Много современных ложных целей используют пневматические системы, которые придают им движения, которые вы ожидаете увидеть от реальной техники. Традиционный камуфляж также используется сегодня, но это не всегда эффективно.

 

Сложности маскировки

Технология камуфляжа продвинулась за последние сто лет так, что появилась технология для того, чтобы видеть сквозь камуфляж. Сегодня вооруженные силы могут использовать тепловизоры, «видящие» тепло, излучаемое человеком или машиной. Кроме того, они могут использовать радары, спутниковые фотографии и сложные прослушивающие устройства для обнаружения противника.

Чтобы укрыться от этой технологии сканирования, вооруженные силы должны думать о новшествах для визуальной маскировки. В современных войсках камуфляж для оборудования и солдат может быть изготовлен из материала, который поглощает избыточное тепло, поэтому их «термический след» не показывают тепловизоры. В кораблях основной источник тепла — это выхлопные газы двигателя. Чтобы уменьшить это тепловое излучение, некоторые современные корабли охлаждают свой выхлоп при прохождении выхлопных газов через морскую воду. Некоторые танки имеют похожие системы охлаждения, маскирующие тепло их выхлопа.

Постановка дымовой завесы

Для противодействия улучшению изображения путем усиления небольшого количества света (в том числе используя  низкочастотный инфракрасный свет), некоторые армии разработали сложные дымовые завесы. Плотное облако дыма преграждает путь свету, придавая невидимость тому, что находится за дымовой завесой.

F-117 Stealth

Стелс-технология позволяет военным скрыть оборудование от радара. В стелс оборудовании, поверхности транспортного средства состоят из множества плоских панелей, соединенных под специально рассчитанными углами. Эти панели служат для отклонения радиоволн, испускаемых радаром. Волны не отражаются от объекта назад, к радиолокационной станции, а вместо этого отклоняются на некоторый угол и движутся в другом направлении. Оборудование может быть также покрыто слоем «радар-абсорбирующего» материала. Когда радиоволна достигает объекта, электроны в материале, из которого состоит объект, возбуждаются. В хорошем проводнике, таком, как металл, электроны движутся очень легко, так что радиоволны не теряют много энергии на возбуждение электронов. Радар-абсорбирующий материал является очень плохим проводником, так как имеет большое электрическое сопротивление. Из-за этого сопротивления радиоволна теряет больше энергии, которая высвобождается в виде тепла. Это снижает общий отраженный радиосигнал.

Надувной манекен танка

Ложные цели также развиваются в ответ на современные системы обнаружения. Военные разработали легко транспортирующиеся надувные манекены, которые не только напоминают танки и другую технику, визуально, но и повторяют термический или радарный отпечаток этого оборудования. Для радаров и другие дальних сканеров, эти манекены практически невозможно отличить от реального оборудования. Другая стратегия ложных целей заключаются в массовом появлении в районе ведения боевых действий различных объектов-обманок, которые заметны на радарах, тепловизорах и подслушивающих устройствах, затрудняя противнику сосредоточиться на какой-либо конкретной цели.

Смарт камуфляж tecticam

С развитием систем обнаружения, шпионское оборудование продолжает развиваться. Военные инженеры придумывают более сложные камуфляжные технологии. Одна интересная идея называется «смарт-камуфляж» — наружная накидка, которая изменяет себя на основе компьютерного анализа меняющейся обстановки.

В завершение статьи посмотрите на великолепные примеры «творческого камуфляжа» китайского художника Лю Болина, который с помощью художника-ассистента разрисовывает себя под окружающий городской пейзаж, отчего становится практически невидимым. На создание одной такой работы у Лю Болина уходит около 10 часов. Многие прохожие, случайно оказавшиеся на месте проведения этих творческих экспериментов — пугались, когда неподвижно стоявший художник в камуфляже вдруг начинал двигаться.

camouflage_invisible_man_26 camouflage_invisible_man_44 camouflage_invisible_man_43 camouflage_invisible_man_42 camouflage_invisible_man_41 camouflage_invisible_man_40 camouflage_invisible_man_39 camouflage_invisible_man_38 camouflage_invisible_man_37 camouflage_invisible_man_36 camouflage_invisible_man_35 camouflage_invisible_man_34 camouflage_invisible_man_33 camouflage_invisible_man_32 camouflage_invisible_man_31 camouflage_invisible_man_30 camouflage_invisible_man_29 camouflage_invisible_man_28 camouflage_invisible_man_25 camouflage_invisible_man_24 camouflage_invisible_man_23 camouflage_invisible_man_22 camouflage_invisible_man_21 camouflage_invisible_man_20 camouflage_invisible_man_19 camouflage_invisible_man_18 camouflage_invisible_man_17 camouflage_invisible_man_16 camouflage_invisible_man_15 camouflage_invisible_man_14 camouflage_invisible_man_13 camouflage_invisible_man_12 camouflage_invisible_man_11 camouflage_invisible_man_10 camouflage_invisible_man_9 camouflage_invisible_man_8 camouflage_invisible_man_7 camouflage_invisible_man_6 camouflage_invisible_man_5 camouflage_invisible_man_4 camouflage_invisible_man_3 camouflage_invisible_man_2 camouflage_invisible_man_1

Следует добавить, что китайские творцы все чаще начали удивлять мировую общественность своими творениями. Ярким примером является серия инсталляций китайского художника и скульптора Цай Го Сяна.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

*


twenty − 11 =


Поиск Google

Мы Вконтакте

Top
Follow

Get every new post delivered to your Inbox

Join other followers