Топ самых секретных американских рецептов
Мистер Крабс отдыхает...
Многие знают мультфильм про Губку Боба Квадратные Штаны, где скряга Мистер Крабс, как зеницу ока, бережет сверхсекретную формулу своего фирменного бутерброда «Крабсбургер», чтобы ее не похитил коварный конкурент Планктон. В мультфильме все кажется до смешного гипертрофированным, однако, американские коммерческие реалии ни в чем не уступают ухищрениям Мистера Крабса.
1. Грязь для натирания мячей для бейсбола
Еще в 1938 году тренер бейсбольной команды «Филадельфия Атлетика» имени Лина Блэкберн начал смешивание различных порций грязи и воды, чтобы создать вещество, которое бы делало матовой глянцевую поверхность новых бейсбольных мячей, от чего они становятся более удобными для захвата. И, конечно, оно должно было действовать, не нарушая правила бейсбола. Ранее пытались применять крем для обуви, сок табака и уличную грязь, чтобы натереть мячи, но эти вещества не только делали поверхность матовой, но и попутно повреждали мячи в процессе натирки.
В конечном итоге смесь Блэкберна, изготовленная из жирной грязи, найденной в южной части Нью-Джерси, недалеко от реки Делавэр — не разрушала мячи. Руководство клуба дало Блэкберну «добро» на ее применение. Вскоре некоторые другие команды Американской лиги начали применять эту смесь. Команды Национальной лиги последовали их примеру и вскоре «Lena Blackburne’s Rubbing Mud» стала общеизвестной.
У Блэкберна не было детей, чтобы унаследовать «грязевой бизнес» и он передал его другу детства, внук которого, Джим Бинлифф, в настоящее время руководит компанией. Бинтлифф говорит, что каждая команда Бейсбольной Лиги использует этот продукт сегодня и он ежегодно делает пять или шесть поездок для копания грязи, чтобы удовлетворить спрос. Но он никогда не скажет точно, где копает эту, поистине, «золотую грязь». «Грязь находится на общественной земле, но мы всегда сохраняли местоположение в тайне, чтобы препятствовать людям растаптывать ее», говорит Бинлифф.
2. Шоколадное печенье «Mrs. Fields»
В США, да и не только, чрезвычайно популярно шоколадное печенье «Mrs. Fields Chocolate Chip Cookies». Причем всенародная популярность к нему пришла, буквально, в течение нескольких месяцев. Началось все с того, что одна домохозяйка пришла в магазин, предлагавшем недавно появившееся в продаже шоколадное печенье, созданное по оригинальному рецепту. Женщина попробовала печенье, оно ей очень понравилось и она спросила менеджера, не может ли он дать ей рецепт. Тот согласился и сказал, что рецепт будет стоить $2,50. Домохозяйка охотно согласилась, дала свою кредитную карточку и получила рецепт. Придя домой, она обнаружила, что с карточки была снята сумма в $250, а вовсе не $2,50! То ли менеджер ошибся, называя цену рецепта, то ли женщина его неправильно поняла. Тогда новоиспеченная обладательница рецепта обратилась с просьбой вернуть ей несправедливо, по ее мнению, взятые деньги, но ей было отказано по причине того, что рецепт секретный, а она его уже видела. Разозленная женщина немедленно разослала по электронной почте этот секретный рецепт всем своим знакомым с просьбой разослать его как можно большему количеству людей, чтобы он перестал быть таким «секретным». Однако, произошел неожиданный для производителей печенья эффект. Большинство из получивших «секретный рецепт» сразу же отправились попробовать это печенье в оригинале и оно им очень понравилось.
3. Список бестселлеров «Нью-Йорк Таймс»
Мечтой каждого писателя является увидеть свой роман в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс», самого влиятельного подобного списка в Америке, который восходит к 1942 году. Как он составляется? Никто не знает. «Нью-Йорк Таймс» не сообщает заранее, какое именно произведение представляет собой бестселлер, заявляя, что ее методология является коммерческой тайной. Мы знаем, что газета опрашивает сети книжных магазинов, независимые книжные магазины и оптовиков о своих продажах, но держит данные в секрете. Причина секретности в том, что если система была бы известна, издатели могли поиграть с данными о продажах в своих интересах.
Составить такой список должно быть относительно легко, если использовать формулу: «Книга, которая продает большое количество копий в неделю или месяц или год является бестселлером». Но одну книгу, которая продается в 32000 копий можно назвать бестселлером, а другую, которая продается в большем количестве — нет. Сотрудники «Нью-Йорк Таймс» еще больше расширяют проблему, утверждая, что есть «официальные» бестселлеры и «неофициальные» бестселлеры.
Эта коммерческая тайна во много раз увеличивает количество юридических баталий. В 1983 году Уильям Питер Блэтти, автор книги «Изгоняющий дьявола», неудачно подал иск на 9 миллионов долларов в суд на газету, утверждая, что потерял эту сумму из-за того, что «Нью-Йорк Таймс» не включила его новеллу «Легион» в список бестселлеров.
4. Секретная формула «Listerine»
В западных юридических ВУЗах часто иллюстрируют торговые секретные договоренности на примере «Listerine». В 1880 году доктор Джей Джей Лоуренс изобрел антисептическое жидкое соединение для полоскания полости рта «Listerine» и получил лицензию на свою секретную формулу, передав ее для производства фармацевтической компании Ламберта. Преемники Ламберта старательно делали выплаты роялти семье Лоуренса в течение последующих 70 лет, несмотря на то, что формула «Listerine» была за это время открыта конкурентами. В 1950-х годах Уорнер Ламберт решил, что он выложил достаточно денег — более $ 22 млн., если быть точным, на секретную формулу, которая не была более даже тайной и заявил о прекращении выплаты лицензионных сборов. Но суды встали на сторону семьи Лоуренса, постановив, что контракт не имеет оговорку о прекращении платежей, если промышленный секрет законно обнаружен другими производителями. И вообще, так как Ламберт первым получил формулу, когда она еще была тайной, то он получил определенное преимущество перед конкурентами.
5. WD-40
Большинство автолюбителей в мире используют WD-40. Спрей, который поставляется в привычной сине-желтой банке, с тонкой, красной соломинкой, вставляющейся в его сопло для дозирования, был первоначально разработан в 1953 году для предотвращения коррозии. Химик, который изобрел его, продал формулу, которая обеспечивает секретность и свою компанию за $10000 всего несколько лет спустя.
Сегодня WD-40 используется практически для всего — от устранения скрипа в механизмах, до очистки инструментов и оборудования. Это единственный продукт подобного рода, чья секретная формула никогда не патентовалась, но конкуренты никогда не смогли раскрыть его состав. Компания сообщает только то, что в WD-40 содержатся: «силикон, керосин, вода, воск, графит, хлорфторуглероды или любые известные канцерогенные агенты».
Знаменитая формула находится в банковском сейфе в течение многих лет. Она была вывезена однажды, когда компания сменила банк, и еще раз, когда генеральный директор компании, одетый в броню и верхом на лошади, вывез ее по случаю 50-летнего юбилея компании. Для дополнительной защиты тайны формулы, компания смешивает вещество в трех различных городах по всему миру, а затем передает его своим производственным партнерам.
На самом деле, ученые давно выяснили, по большей части, что находится в WD-40. Таинственность ее формулы, скорее, более маркетинговый ход, чем производственная необходимость.
6. Рецепт оригинального соуса Биг Мак
Этот секретный рецепт был окружен такой тайной, что нелепо был утерян в 1980-х годах. Это случилось, когда сеть ресторанов быстрого питания Мак Дональдс захотела сократить расходы, создав более дешевый соус. Во время смены рецептуры оригинальный рецепт был утерян, но никто не озаботился этим, поскольку компания не собиралась более к нему возвращаться. Несколько лет спустя, бывший топ-менеджер вернулся в компанию и захотел возвратить обратно оригинальный соус. Вот когда сотрудники поняли, что рецепта нет, а поскольку он секретный, то никто его и не знает. Хорошо, что исполнительный директор помнил, кто произвел соус 36 лет назад и связался с компанией, у которой все еще был записан рецепт. Секретный оригинальный соус Биг Мак вернулся.
7. Рецепт KFC
Один из самых известных торговых секретов создан полковником Харландом Сандерсом, который создал рецепт вкусной куриной корочки около 70 лет назад, содержащий 11 трав и специй. Этот же самый рецепт до сих пор используется в популярных сетевых ресторанах KFC (Kentucky Fried Chicken). Изначально, когда Сандерс лично ездил для посещения потенциальных владельцев франшизы, он держал свой секретный рецепт в голове, а специи — в своей машине. Но в конечном счете Сандерс все записал. Его оригинальная рукописная копия хранится в сейфе в Кентукки, и только несколько избранных сотрудников, связанных между собой договором о конфиденциальности, знают этот рецепт. Для дополнительной защиты, две отдельные компании производят части смеси, которые затем пропускают через компьютерную систему обработки, которая стандартизирует их смешивание.
8. Рецепт Coca-Cola
Самым тайным из всех торговых секретов в Америке является рецепт для напитка Coca-Cola. В конце 19-го века у Coca-Cola был выбор: запатентовать рецепт своего популярного безалкогольного напитка, что означало раскрытие всех его ингредиентов или сделать рецепт коммерческой тайной.Был выбран второй вариант. Одной из причин, возможно, было то, что оригинальный рецепт содержал небольшое количество кокаина.
С момента создания рецепта имели место многочисленные слухи об ингредиентах Coca-Cola.Самый распространенный сдух утверждает, что только двое сотрудников Coca-Cola знают по половине рецепта каждый, и только два человека знают комбинацию к сейфу, где он хранится. «На протяжении многих лет, слухи ведут свою собственную жизнь», говорит Скотт Теста, доцент кафедры бизнеса в колледже Кабрини.
Несмотря на строгие меры безопасности, в 2006 году сотрудник Coca-Cola и двое его сообщников пытилсь продать рецепт Coca-Cola, конкурентам из Pepsi-Cola, говорит Теста. К чести Pepsi-Cola, они незамедлительно уведомили о заговоре руководство Coca-Cola, и группа заговорщиков была разоблачена.
Оставить комментарий