Видеоигры могут заменить экзамены

Что такое игрофикация образования, и как она происходит в западных странах?

Видеоигры могут заменить экзамены

С популяризацией персональных компьютеров, игровых консолей, смартфонов и планшетов видеогры стали неотъемлемой частью культурного достояния всего человечества. Влияние их на общество нельзя недооценивать, и, что самое главное, оно становится все больше и больше. Если каких-то 10-15 лет назад родители серьезно ограничивали своих детей во времени, которое те проводили за видеоиграми, то теперь среднестатистический представитель подрастающего поколения в большинстве случаев имеет неограниченный доступ к играм, а родители подобные увлечения воспринимают гораздо лояльнее. Из-за этого дети все меньше хотят делать уроки, предпочитая сидеть за компьютером, но у современных педагогов есть отличное решение этой проблемы — игрофикация образовательного процесса. О том, что это, мы попробуем разобраться далее.

Игрофикация — это внедрение игровых элементов в различные, не имеющие к играм отношения, отрасли с целью проявления у участников игрового поведения: азарта, вовлеченности и повышенного внимания. И если использование различных конкурсов, наград и грамот в качестве элементов игрофикации уже давно является частью современного образования, то внедрение видеоигр — явление достаточно новое и для многих людей противоречивое. Впрочем, если рассмотреть привычные методы внедрения игровых элементов в образовательный процесс, то можно легко заметить сложившуюся тенденцию: с каждым новым поколением они вызывают у школьников и студентов все меньший интерес.

Вызвано это тем, что количество доступной информации с каждым годом растет, а доступ к ней неограничен. При этом, у каждого в равной мере есть доступ к высококачественной информации, а также осознание существования ряда альтернатив. И если 20 лет назад, дети, участвующие в различных конкурсах на уроке математики, например, проявляли интерес к происходящему и активно участвовали ради какого-то приза, то теперь в подобной ситуации все думают лишь о том, как бы дожить до перемены. Дело в том, что проблема не только в устаревшей форме проведения подобных мероприятий, очень важным является и тот факт, что школьнику или студенту не перед кем похвастаться полученной наградой. И если раньше ценность награды заставляла участвовать даже тех, кому не нравился процесс, то сегодня произошла своего рода инфляция самой ценности призов, а заинтересованных стало значительно меньше. Да и все воспринимают сам конкурс как часть общеобразовательного процесса, а не веселое времяпровождение.

Но западные педагоги предлагают решить эту проблему, предоставив учащимся абсолютно новый процесс, в котором будут заинтересованы абсолютно все, независимо от ценности получаемой награды. Их идея заключается в том, чтобы адаптировать видеоигры для образовательных целей. У этого процесса есть два основных преимущества перед традиционным: у школьников и студентов будет больше интереса к участию в образовательном процессе, ведь игры — это весело, классно, здорово, а для участия в них не нужна мотивация.  Второе серьезное преимущество — это увеличение КПД образовательного процесса: участие в любимом деле приводит к тому, что весь процесс происходит быстрее и эффективнее и не превращается в долго тянущиеся серые вечера и бессонные ночи.

Игрофикация

Что касается негативных моментов, то их также несколько. Во-первых, внедрение видеоигр в образовательный процесс может вызвать у учащихся понижение интереса к тем предметам, в которых новую технологию применить нельзя. Во-вторых, очень важно учитывать правильное соотношение информативности и традиционных особенностей геймплея. Слишком заумные игры могут не вызвать интереса у школьников и студентов, и польза от таких игр в процессе образования будет значительно ниже, чем при использовании традиционных методов обучения, а это заметно снизит качество усвоения материала.

Сейчас же в экспериментальной форме в одном из классов тестируется SimCityEDU: Pollution Challenge — образовательная версия популярной видеоигры SimCity. Учащиеся должны проявить все свои познания в экологии, экономике, а также логическое мышление, чтобы уменьшить уровень загрязнения в городе. При первых попытках основная масса детей закрывала электростанции, которые являлись наибольшим источником загрязнения, но такая стратегия приводила к обесточиванию города и не являлась оптимальным решением проблемы. Далее школьники проявляли смекалку и переносили производство за черту города, улучшая таким образом экологическую обстановку в населенном пункте. Общая реакция учащихся на нововведения была положительной, но о конечных результатах говорить пока рано.

Simcity Education

В игре SimCity Education ребенок может почувствовать себя архитектором, инженером и экологом

Процесс игрофикации также применяется многими западными музеями, заинтересовывая таким образом не только детей, но и их родителей. В итоге, посетители уделяют игрофицированным экспозициям намного больше внимания, чем рассказам давно приевшихся экскурсоводов. Одним из ярких примеров игрофицированного музея является Скандинавский музей науки и техники в Осло, в котором нам лично посчастливилось побывать. Как и другие скандинавские страны, Норвегия чрезвычайно обеспокоена проблемами экологии и развитием альтернативных источников энергии, поэтому большая часть экспозиции музея освещает именно эту тематику. Во время экскурсии по музею посетители могут лично произвести десяток ватт электроэнергии, управляя миниатюрной ветряной или гидроэлектростанцией, и поиграть с друзьями в десятки интересных образовательных игр. В музее также представлена экспозиция, посвященная истории музыки, где можно, например, самому записать песню для механического пианино или сходить на бесплатные воркшопы по электронной музыке для детей. В итоге, музей, благодаря игрофикации экспозиций, не только образовывает посетителей, но и имеет стабильный доход, так как местные школьники сами тянут туда своих родителей на выходных, чтобы поиграть с экспонатами.

Музей в Осло

Этот экспонат симулирует работу сердца и показывает, с какой силой оно качает кровь в зависимости от частоты человеческого пульса

Очевидно одно: попытки внедрить видеоигры становятся все более частыми, а само качество материала постепенно растет, в результате чего мы получим захватывающие игры с очень серьезным уклоном в обучение. Но не стоит думать о том, что такая альтернатива полностью заменить привычные методы образования. Игрофикация является лишь прекрасным дополнительным элементом устоявшихся процессов и данью современной эпохе. Заменят ли видеоигры какие-то экзамены? Возможно, но, вероятнее всего, произойдет это лишь с отдельными предметами. Пока же весь процесс находится на самых ранних этапах развития.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

*


three × four =


Поиск Google

Мы Вконтакте

Top
Follow

Get every new post delivered to your Inbox

Join other followers