Тайны католической церкви: драгоценные скелеты первых христиан
Зачем католики украшали скелеты драгоценными камнями и выставляли их напоказ?
В 1578 году археологи вскрыли римские катакомбы, и нашли в них небрежно захороненные человеческие останки. Останки были эксгумированы католическими священниками, которые объявили их мощами первых христианских мучеников. Чтобы сберечь мощи для церкви, высшие чины приказали мастерам собрать скелеты и украсить их драгоценными камнями и украшениями.
Таким образом церковь хотела показать верующим, какие богатства ждут людей после смерти. Преданная паства могла ожидать невероятных богатств, если вела богоугодный образ жизни — так утверждали католические священники. Украшенные драгоценными камнями останки сделали своего рода «европейский тур» — их показали в основных соборах континента, после чего выставили на всеобщее обозрение в ряде церквей. Эти необычные экспонаты простояли до начала XIX века, пока их подлинность не была подвергнута сомнению историками того времени. В результате католическая церковь была вынуждена скрыть останки некогда мучеников.
О событиях, связанных с этими мощами, рассказывает в своей книге «Heavenly Bodies» Пол Кодунарис (Paul Koudounaris) — один из немногих журналистов, которые получили доступ к тайникам католической церкви. Некогда священные реликвии самого влиятельного религиозного культа представляют собой сейчас скорее предметы искусства, которыми можно наслаждаться.
Украшением скелетов, в основном, занимались монахи и монашки, только особо сложные заказы, например на изготовление доспехов, поручались внецерковным мастерам. Монашки были отличными швеями: они постоянно работали с шелком и другими сложными материалами, создавая изысканные одежи для верховных священнослужителей. Мастера даже украшали скелеты собственными драгоценностями (или дорогими для них предметами), отдавая тем самым дань предполагаемым мученикам.
Пол Кодунарис утверждает, что выбор камней, скорее всего, не нес никакой символической окраски. Целью являлось показать беднякам, какие богатства их ждут в потустороннем мире, а для этого подходили как изумруды и рубины, так и алмазы и сапфиры.
Как видите, глазницы, ротовые и назальные полости скелетов украшались крупными драгоценными камнями, это делалось для того, чтобы придать черепам человеческий вид. Некоторые священники вообще создавали восковые маски и парики для экспонатов, чтобы не так сильно пугать простой люд. Стоит учесть, что уроков биологии в XVI веке не было, и простые крестьяне не видели скелетов на картинках, поэтому вид черепов мог их шокировать.
После того как аутентичность скелетов была подвержена сомнению, многие из них оказались на свалках или в братских могилах, а украшавшие их камни стали чьей-то собственностью. Впрочем, католическая церковь все же смогла сберечь значительную часть экспонатов в своих хранилищах и тайниках. Небольшое количество скелетов находится в руках частных коллекционеров.
Аутентичность некоторых скелетов была очень сомнительной с самого начала. Например, скелет римского мученика с немецким именем Фридрих не выдерживал никакой критики ученых мужей того времени. Однако церкви все равно удавалось убеждать прихожан в святости мощей.
Единственной группой, которая осуждала католическую церковь за бесполезную трату ресурсов, были протестанты. Для них подобная практика казалась чем-то абсурдным и неприемлемым. Среди католиков же никаких возражений не наблюдалось. Люди искренне приветствовали подобную инициативу церкви и материально ей способствовали.
Католическая церковь в немецком городе Вальдзассен имеет сегодня самую крупную открытую коллекцию скелетов. Всего там хранится 12 экспонатов, и доступ к ним открыт для публики.
Оставить комментарий